Пятница, 29.11.2024, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Цивилизация майя
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
О Майя [68]
Архитектура майя [5]
Военное дело майя [1]
Города майя [78]
Тикаль [2]
Искусство майя [2]
Календарь майя [2]
Литература майя [2]
Мифология майя [16]
Правители майя [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Майя » О Майя

Земледелие майя

null

Маис

Земледе́лие ма́йя — это отрасль экономики и один из основных родов деятельности народа цивилизации майя по выращиванию сельскохозяйственных культур . Способы возделывания земли и используемые технические средства и по своему уровню и качеству уступали тем же способам и средствам европейцев . Тем не менее, благодаря высокой доле вовлечённого в процесс населения, наличию помимо полей дворовых участков, совокупный объём производимой сельскохозяйственной продукции удовлетворял потребностям всех слоёв общества майя. Культура земледелия древних майя была тесно связана с мифологией , поэтому во многом была определена жреческим культом.

Содержание

Характер земледелия

По своему характеру земледелие майя было подсечно-огневым (мильповым). В сухой период (осень — весна) деревья вырубали каменными топорами или с них обдирали кору, после чего они быстро высыхали. В середине весны происходило выжигание, длившееся до начала сезона дождей, намечающегося жрецами. Начало сельскохозяйственных работ намечалось в конце весны — начале лета. 

 Майя осторожно относились к урожаю , чтобы не допустить голода в городах. Поэтому для минимизации рисков они выбирали сразу несколько мест, где будет происходить взращивание. Так, неурожай на одной земле компенсировался урожаем с другой. Наличие крупных рек вблизи сельскохозяйственных угодий ( Усумасинты , Мотагуа , Улуа ) обеспечивало поддержание плодородности почвы на долгое время. Если одна территория используется слишком долго, то ей находят временную замену. После трёх или четырёх урожаев с другого участка крестьяне возвращаются на старую землю. Таким образом происходит расширение территорий, пригодных для земледелия, а также расширение границ государства в древний период майя.

Сельскохозяйственные культуры

Основной сельскохозяйственной культурой почти всех народов доколумбовой Америки , включая майя, была кукуруза . Её сеяли на полях особым способом вместе с фасолью , делая палкой в земле отверстия на небольшом расстоянии и засыпая туда семена. Этот метод способствовал обогащению почвы благодаря тому, что бобовые консолидируют в нём азот . В зависимости от сорта кукурузы срок её взращивания мог составлять от двух месяцев до полугода. Перед сборкой початки наклоняли вниз, чтобы зёрна росли быстрее. Популярность именно этой культуры для майя объясняется наличием благоприятных погодных условий и разнообразием блюд, которые можно сделать из маиса: маисовые лепёшки, каши , напиток пиноле и другое. 

 Рамон, хлебное дерево , был популярен у майя не менее, чем кукуруза из-за достаточно простого ухода за ним и его высокой плодовитости. Наряду с ним выращивали тыкву , фасоль, кабачок , томаты , фрукты в качестве основных компонентов блюд; в приправу использовался перец , кориандр , ваниль ; также выращивался табак .

Роль жречества в земледелии майя

Отдельная роль в сельском хозяйстве индейцев майя принадлежала жречеству, которое весьма точно предсказывало начало и завершение основных этапов земледелия. Опираясь на астрономические расчёты, жрецы выводили нужную дату начала выжигания и сообщали её земледельцам. Ошибка в расчётах могла стать роковой, так как к началу сезона дождей выжжено должно быть всё поле. Датой выжигания принято считать 12 апреля . Именно в этот день (и также 7 сентября ) в Копане солнце заходит за монумент № 10 со стороны противоположного ему монумента № 12.

Об исключительно важном значении действий жрецов в сельском хозяйстве майя рассказывает пример, приведённый чешским путешественником Норбертом Фридом в книге «Улыбающаяся Гватемала»:

«В 1950 году многие мексиканские газеты сообщали об отчаянном положении индейцев-лакандонов в труднодоступных джунглях Хатате и Чулехуице. Им грозила голодная смерть… Спасители выяснили необыкновенную причину постигшего индейцев бедствия: умер Панчо Вьехо — последний из лакандонов, кто разбирался в тайнах календаря и мог по звёздам определить сроки полевых работ. После его смерти у племени было два неурожая только потому, что лесную поляну, которую они выжигали, заливало дождём, и индейцы опаздывали с севом» .

Категория: О Майя | Добавил: fredi (16.09.2012)
Просмотров: 618 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Block title
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам


  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz