9-я страница Дрезденского кодекса (по изданию Фёрстерманна 1880 года)
Кодексы майя — идеографические рукописи народа майя . В настоящий момент несколько уцелевших кодексов принято обозначать по названиям городов, в библиотеках которых они находятся.
Темами кодексов были религия, астрономия и астрология, история, пророчества и гадательные практики, сельскохозяйственные и календарные циклы ит.п. С их помощью жрецы интерпретировали явления природы и действия божественных сил и проводили религиозные обряды.
Содержание
- 1 Изготовление
- 2 История
- 3 Сохранившиеся кодексы
- 4 Другие кодексы майя
-
- 7 Ссылки
|
Изготовление
Кодексы писались на особой бумаге хун ( hun или huun ) из коры фикуса (в настоящее время такую бумагу принято называть ацтекским словом аматль ). Впервые такая бумага появилась у майя около V века н.э. , примерно в то же время, что и у римлян. Большинство исследователей согласны в том, что майя полуострова Юкатан первыми на американском континенте начали изготавливать бумагу . Первоначально она использовалась в качестве материала для одежды и лишь затем для передачи информации посредством письма .
Сама бумага считалась у майя священной. Историк и антрополог Алан Сэндтстром полагает, что бумага пользовалась самым большим спросом наряду с драгоценными камнями и металлами, перьями и декоративными тканями.
Судя по сохранившимся кодексам, они имели в длину несколько метров и около 20 сантиметров в ширину и состояли из нескольких более коротких листов, склеенных вместе, так как бумагу изготавливали и перевозили стандартными связками, а затем при необходимости доклеивали столько листов, сколько требовалось, чтобы закончить книгу.
Ваза из северной Гватемалы , VII—Xв. н.э., расписанная в стиле кодекса, с изображением писца
Изготовление рукописей представляло собой ритуализованный процесс, требовавший специалистов, которые в свою очередь должны были соблюдать ритуалы до и после работы над кодексом. Прежде чем приступить к рисованию, писец должен был обратиться к богам с просьбой указать ему благоприятное время для каждого этапа работы. Также и жрецы, читавшие кодексы во время религиозных церемоний и праздников, должны были проходить ритуалы очищения.
На написание одного кодекса уходило несколько дней. Сначала черной тушью на основе угля с помощью своеобразного «пера»— острого кончика магея ( агава американская) или осколка кости мелкого животного, например птицы,— рисовался контур, после чего детали раскрашивались меховой кисточкой. Каждый цвет имел своё значение, связанное с богами, природой и космосом.
Создатели рукописей именовались ah ts’ib (писцы) и ah woh (художники). В подавляющем большинстве это были мужчины. Юноша, обнаруживший способности к рисованию, проходил тщательную подготовку в течение нескольких лет, изучая такие предметы, как математика, астрономия, астрология, космология и история. Писцы относились к образованной элите общества. Покровителями писцов были боги-братья Хун-Бац и Хун-Чоуэн , часто изображавшиеся в виде пишущих обезьян.
История
Ко времени прибытия конкистадоров на полуостров Юкатан в начале XVI века майя уже покинули свои главные церемониальные центры, однако производство бумаги и традиция создания кодексов были по-прежнему широко распространены.
Сначала испанские миссионеры заинтересовались загадочными индейскими значками, но, расшифровав их с помощью местных жителей, увидели в них сатанинские измышления и стали их систематически уничтожать. Епископ Юкатана Диего де Ланда в июле 1562 года приказал сжигать все кодексы, которые попадут в руки христиан. Впоследствии он сказал: «Мы нашли множество книг, записанных этими значками, и поскольку в них не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи, все сожгли, что причинило им [майя] большое горе».
Алонсо де Сорита писал, что в 1540 году он видел в горах Гватемалы множество таких рукописей, описывавших историю местных индейцев за более чем восемьсот лет, которые переводили для него самые древние старики . Бартоломе де Лас Касас сетовал на то, что рукописные книги уничтожались монахами, опасавшимися, что они могут помешать обращению местных жителей в христианство. Последними были уничтожены кодексы в гватемальском городе Тайясале , завоеванном в 1697 году. Тем не менее несколько кодексов попали в Европу.
Чтобы сохранить свои книги, майя стали зарывать их и прятать в пещерах, где их погубила высокая влажность. До наших дней дошли лишь три достоверно майяских кодекса и фрагмент четвёртого, которые неизвестным путём добрались до Европы и много лет пролежали в забвении, пока не были вновь открыты учёными.
При таких скудных данных историки месоамериканских кодексов вынуждены прибегать к реконструкции и косвенным источникам, как то: этноботаническому анализу, историческим свидетельствам из вторых и третьих рук, малонадёжным переводам идеограмм майя, анализу изображений на каменных стелах и керамике ит.д.
Сохранившиеся кодексы
До нашего времени дошли лишь четыре кодекса, находящиеся в европейских библиотеках. Это:
- Дрезденский кодекс
- Мадридский кодекс
- Парижский кодекс
- кодекс Гролье
Первые два посвящены астрономии и прорицанию, третий— ритуалам, богам и астрологии. Четвертый кодекс сохранился частично.
Другие кодексы майя
Репродукция кодекса из Копана
При раскопках археологи находили прямоугольные куски слипшейся массы с чешуйками краски, в основном в аристократических гробницах. Это всё, что осталось от кодексов, когда сгнили входившие в их состав органические вещества. Несколько подобных остатков, где прослеживаются рисунки, были сохранены в надежде, что когда-нибудь появится технология, которая позволит их изучить. Старейшие майяские кодексы были найдены при раскопках захоронений в Уашактуне , Гуайтане , Сан-Агустин-Акасагуастлане и Небахе разных департаментов Гватемалы, в Алтун-Ха в Белизе и Копане в Гондурасе . Книги из Уашактуна и Алтун Ха относятся к раннему классическому периоду , в Небахе и Копане— позднему классическому , в Гуайтане— раннему постклассическому . Всё это комки извести с остатками краски, которые невозможно открыть.