Вид на центр Майяпана с Храма Кукулькана
Майяпа́н
— древний город майя в мексиканском штате Юкатан в Центральной Америке , в 40 км к юго-востоку от Мериды . Полные древние названия города Ichpaa Mayapan и Tankah Mayapan представляют собой двуязычные майя-науатльские конструкции (букв. «Внутри крепости Майяпан» и «В центре города Майяпан»). Этимология «знамя майя», встречающаяся у Диего де Ланды , ошибочна, и в действительности Mayapan (букв. «В [месте] майя») - распространенный науатльский топоним на -pan .
История
По одной традиции (в хрониках, записанных в 16 в. в «Книгах Чилам-Балам») Майяпан впервые упомянут в конце XII – начале XIII вв., в связи с тем, что Хунак-Кеель , служивший у правителя Ах-Меш-Кука, был брошен в колодец в качестве жертвы, спасся и сам занял трон. Затем он возглавил восстание против Чич’ен-Ицы , захватил и разрушил её. В отместку потомки жителей Чич'ен-Ицы через несколько десятилетий захватили Майяпан. Согласно другой традиции (в «Сообщении о делах в Юкатане» Диего де Ланды, Майяпан был основан мифическим правителем Кукульканом. Между 1263 и 1283 гг. к власти в М. при помощи наемников, говоривших на науаских языках, пришла династия Коком . Государство Кокомов контролировало всю территорию Северного Юкатана. Опора на чужеземных наемников вызвала недовольство подвластных правителей, прежде всего династии Шиу из Ушмаля . В 1441 г. Ах-Шупан Тутуль-Шиу поднял восстание, захватил Майяпан и истребил правящий дом, за исключением одного из сыновей правителя, который в это время возглавлял торговую экспедицию на территорию Гондураса ). Спасшийся царевич основал новое царство со столицей в Сутутха (совр. Сотута ), просуществовавшее до испанского завоевания.
Правители Майяпана из династии Кокомов носили науаский титул котекпан («находящийся во дворце»), их небесным покровителем считался Кукулькан- Кецалькоатль , культ которого стал обязательным для подчиненных земель. Зависимые правители постоянно жили в столице или имели там своих управляющих – кальваков. Верховный жрец Майяпана носил титул ах-май («тот, кто от даров»).
Руины Майяпана были открыты Дж. Л. Стефенсом и английским художником Ф. Казервудом в 1841 г. Стефенс первым отождествил их с городом, упомянутым у Ланды и в других испанских источниках XVI–XVII вв. Научные исследования ведутся с 1930-х гг. Работы Института Карнеги в Майяпане в 1951–55 при участии ряда ведущих специалистов (в том числе Г. Поллока, Дж. Брэйнерда и Т. Проскуряковой положили начало комплексному исследованию городов майя, включая изучение церемониальной зоны, жилых кварталов и др. Раскопки возобновлены в начале 1990-х гг., с 1996 г. – мексиканской экспедицией Карлоса Пераса, с 2001 – в рамках проекта по изучению экономики
Майяпана (Унивесритет штата Нью-Йорк в Олбани и Национальный институт антропологии и истории).
Архитектура
Вид на центр Майяпана с Храма Кукулькана
Город был окружён каменной стеной длиной около 9 км с 7 большими крытыми воротами и 5 проходами; включал около 4000 построек (по современным оценкам до 20 тыс. чел.), образующих усадьбы, окруженные каменными заборами; несколько усадеб имели общий забор и разделялись улочками. Дома простых горожан были на каменном фундаменте, состояли из 2 комнат; усадьбы знати (известно более 50) включали каменную постройку с колоннами и деревянной крышей (под её полом встречаются погребения), 1-комнатное святилище с колоннадой, алтарь в центре двора. Ядро Майяпана располагалось в западной части города, включало пирамиды и залы с колоннадами на платформах, там же, на краю сенота (карстового колодца), находилось главное здание – Храм Кукулькана, округлая в плане ступенчатая пирамида; её нижние уровни украшены штуковыми изображениями божеств смерти с оружием в руках. Стены некоторых зданий покрыты росписями в стиле Миштека-Пуэбла. В залах с колоннадами встречается много церемониальной керамики (в осн. фигурные антропо- и зооморфные курильницы) и нет погребений. Предполагают, что это описанные Ландой мужские дома, по другой версии, это жилища для паломников или административные здания, связанные с городами, подчинёнными Майяпану. Зал Q151 украшен каменными масками бога дождя Чака в стиле Пуук . Была возрождена традиция майя классического периода воздвигать стелы с иероглифическими надписями, в том числе известны 3 стелы, приуроченные к окончанию 20-летних календарных периодов (1244, 1283, 1441).
Торговля
Майяпан был важным торговым центром, поддерживавшим контакты с побережьем Мексиканского залива и территориями в Центр. Мексике. Среди моногочисленных импортных изделий керамика, обсидиан (месторождения Иштепек в горной Гватемале – 95%; Пачука в Центральной Мексике – 5%), медные бубенчики и др. Изучались керамические мастерские (изготовление фигурных курильниц типа Чен-Муль и др.), мастерские по обработка кремня и обсидиана. С местным производством связаны керамические антропоморфные фигуры высотой около 1 м, каменные колонны в виде змей и др.